Грузовые несамоходные плоскодонные суда, применявшееся с начала XVIII века. Барки (баржи) были основным типом судов, перевозивших товары по речным торговым путям России XVIII—XIX веков, в частности, по Мариинской и Тихвинской водной системе.
Рыбинск. На стрелке Волги и Шексны, 1894
В среднем, длина барки была 25-50 метров, ширина 5-8 метров, высота по палубе 2-3 метра. В базовой конфигурации грузовая палуба с одним трюмным люком, и корпусом позволяющим менять направление движения не разворачивая судно. В дальнейшем, при установке мачты, убрали палатку и появилась чётко выраженная корма со стационарно закреплённым рулевым пером.
Длина 25-50 метров, ширина 5-8 метров, высота по палубе 2-3 метра. В базовой конфигурации грузовая палуба с одним трюмным люком, и корпусом позволяющим менять направление движения не разворачивая судно. В дальнейшем, при установке мачты, убрали палатку и появилась чётко выраженная корма со стационарно закреплённым рулевым пером.
Обычно барки имели облегчённую конструкцию с упрощёнными обводами корпуса, палубой и тупыми оконечностями. Их строили на гвоздях из полуобработанного лесоматериала на один сезон. Далее практиковалась разборка барок для получения дешёвого стройматериала — так называемого барочного леса. Нередко барки снабжались мачтами с прямым парусом, который чаще всего изготавливался из недорогой рогожи. Для управления использовались рулевые вёсла на носу и на корме.
Довольно широко практиковалась движение барок только в одну сторону для дальнейшего их разборки и использования для получения дешёвого стройматериала — так называемого барочного леса.
Барка для причаливания других судов
К классу барок относят и другие корабли, ходившие по волге: бакаут, бархот, беляна, брама, гусяна, домшхоут, коломенка, мариинка, мокшан, романовка, тихвинка.