История рыбинского судоходства
Проектное исследование истории развития волжского парового транспорта в XIX— XX веках
С развитием пароходства появилась возможность путешествия по рекам. Раньше это было проблематично по ряду причин: небезопасно, очень долго, не было подходящих условий. Речной транспорт развивался как грузовой. До XIX века волжские суда приводились в движение веслами, парусами, тягой бурлаков. С появлением парового двигателя ситуация изменилась. Перевозка пассажиров стала осуществляться с 1850-х годов. В это же время и название «пароход» вошло во всеобщее употребление и твердо закрепилось за паровыми судами.

В Уставе путей сообщения были записаны требования к пассажирским пароходам:

1. Чтобы мимо судоходных пристаней пароходы ходили только днем, и если будут идти по течению, то непременно под малыми парами и с уменьшенною скоростью, а против течения поднимались бы не иначе, как под наблюдением местного судоходного инженерного начальства.

2. Чтобы, подходя к судоходной пристани, давали о том знать паровым свистком или колоколом, продолжая сигнал во все время следования мимо пристани, дабы находящиеся на ней суда могли со своей стороны принимать должные меры предосторожности.

3. Чтобы, вообще, приближаясь к судам и караванам, пароходы также давали знать паровым свистком или колоколом и следовали в отдалении от них, сколько это, по положению реки, возможно будет, а для предосторожности от вылетающих искр имели непременно предохранительные на дымовых трубах клапаны.

4. Чтобы пароходы обходили суда только на свободных плесах, в узких и мелких местах дозволяется обходить суда лишь в том случае, когда пароход будет иметь осадки в воде не более десяти вершков.

5. Чтобы на мелях Волги, выше г. Мологи, со времени спада вод, что бывает обыкновенно с 20 июня, пароходы, наравне с другими судами, имели собственной осадки в воде не более двенадцати вершков[i] и подчинялись всем мерам, принимаемым и указываемым местным инженерным начальством для безостановочного вообще движения судоходства.

[i]Старинные меры длины — вершок был равен 4,4 см, сажень — 2,13 м.
Все крупные пароходные компании и крупные пароходовладельцы имели в Рыбинске свои пристани. Каждый год весной владельцы пристаней заключали с городом особые кондиции (условия) на аренду места на берегу Волги под пароходные пристани[i]. Место под пристань сдавалось в размере 40 погонных саженей. Арендаторы обязаны были устраивать мостки. На мостках нельзя было устраивать шалаши, торговые лари. Устроенная вдоль откоса набережной дорога должна быть всегда свободна для проезда. Если арендаторы желали, чтобы к их пристаням приставали другие пароходы, то должны были заключить особые соглашения с городом[ii]. Арендная плата колебалась от 850 рублей (ярославская купчиха Моисеева) до 2375 рублей (общество «Самолет»)[iii]. В конце XIX- начале XX вв. в Рыбинске пристанями для пассажирских перевозок владели общества «Дружина», «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Русь», ярославская купчиха А.А. Моисеева, нижегородские предприниматели М.К. Кашина, А.А. Зевека, пучежский купец М.П. Зарубин, череповецкий купец П.С. Калачев, рыбинский купец М.Н. Журавлев.

[i] Рыбинский филиал государственного архива Ярославской области Ф.9.оп.1д.426
[ii] Там же л.10
[iii] Там же. Л.12.
Первая пароходная компания в России была организована в 1843 г. Группа петербургских промышленников обратилась в правительство с просьбой разрешить создать пароходное общество по Волге, и представило на утверждение свой устав. В состав директоров вошли петербургский купец М.Л. Кириллов, калязинский купец Д.М. Полежаев и англичанин Д.И. Кейли. 7 сентября 1843 года Николай I утвердил устав общества «По Волге». В Рыбинске появилась пристань и контора агентства общества «По Волге».
Помимо грузовых перевозок, обществом была организована также и перевозка пассажиров, главным образом своих же кладчиков[i], сопровождавших грузы. Пассажирский тариф разделялся на два класса. Простого народа на пассажирские баржи обыкновенно не принимали.
Для пассажирских перевозок были приспособлены две специальные баржи, с рубками и каютами, подчаливавшиеся к пароходному возу и двигавшиеся таким образом вместе с ними. На каждой пассажирской барже, на огромной каменной плите для предохранения пожара, находился куб с горячей водой и очаг или печь для общего пользования пассажиров. Кушанья для них готовили по особому соглашению жены шкиперов, распорядителей таких барж[ii].
В 1848 г. по предложению крупного транспортного деятеля П.П. Мельникова (будущего первого министра путей сообщения) санкт-петербургскими предпринимателями Н.А. Жеребцовым и В.В. Скрипицыным было подано ходатайство на организацию акционерного пароходного общества “Меркурий” для работы на волжском плесе Нижний Новгород - Астрахань. С 1850 г. начались транспортные перевозки. Правление общества предполагало заниматься преимущественно транспортными и меньше - пассажирскими перевозками. Поэтому первые суда были в основном буксирными. Строили их на Волге из частей, привезенных из-за границы.
[i] Кладчик - хозяин груза, или тот, кто от себя сдал товар извозчикам либо судовщикам (судовладельцам).// В. Даль Толковый словарь живого Великорусского языка.
[ii] А.И. Шубин Волга и Волжское судоходство. М., 1927 г. С.412
Общество «Меркурий» существовало с 1849 по 1858 гг. В 1858 г. председателем правления «Меркурия» Н.А. Новосельским было организовано новое общество «Кавказ» для действий на Каспийском море и оба предприятия были объединены в совместное общество «Кавказ и Меркурий».

Пароходы о-ва «Меркурий» начали курсировать между Рыбинском и Астраханью, перевозя и грузы, и пассажиров. В перевозке последних «Меркурий» пошел несколько дальше о-ва «По Волге», принимая пассажиров не только на особо приспособленные баржи, но и на сами пароходы. Впрочем, никаких удобств пассажирам здесь не предоставлялось: они также размещались на палубе, под навесами из луба и тента.
Между тем, потребность в пассажирском плавании с развитием пароходного дела сказывалась все больше и больше, и к началу 1850-х годов мысль о создании специального пассажирского пароходного предприятия, как говорится, стала носиться в воздухе.
5 июня 1850 года было высочайше утверждено и опубликовано мнение Госсовета о расширении права «учреждении свободного пароходства в империи» и на «перевозку пассажиров»[i]. Через два года после этого было организовано третье по времени возникновения крупное пароходное предприятие на Волге - т-во «Самолет», которому принадлежала честь устройства специально-пассажирского пароходства с предоставлением пассажирам всех возможных удобств. Учредителями пароходства стали отставной капитан флота Владимир Александрович фон-Глазенап и титулярный советник Максимильян Густавович Бехагель-фон-Адлерскрон.
Цель учреждения товарищества определялась в уставе таким образом:
«Товарищество, под названием «Самолет», учреждается для устройства по реке Волге и ее притокам, между Тверью, Рыбинском и Ярославлем, пароходов, на которых дозволяется перевозить пассажиров и легкие грузы»[ii].

В Бельгии были заказаны 3 парохода, а в Твери был заарендован затон и в нем устроены мастерские для сборки заказанных судов. В январе 1854 г. пароходы в разобранном виде были доставлены в Тверь, и в апреле уже вышли в плавание. В сущности это были длинные (по 22 сажени) паровые лодки с железными корпусами, огромными двигательными колесами по бокам и очень высокими двойными трубами. Из надпалубных построек первое время были только капитанский мостик и несколько небольших кожуховых кают (так называются каюты, устраиваемые по бокам кожухов – железных полукруглых футляров, которые прикрывают колеса пароходов). Пассажирские помещения I-го и II-го класса, обставленные мягкими диванами (расположенными вдоль бортов в два яруса), были в трюмах пароходов - первый класс в носу, второй в корме, причем в каждом классе было только по 2 общих каюты - одна мужская и другая женская. Отаплива­лись каюты железными и чугунными печами, освещались (как и все остальные помещения пароходов) керосиновыми лампами. Пассажиры III-го класса размещались на палубе, под открытым небом, ничем не защищаемые ни от дождя, ни от летнего зноя. Кроме того, вылетавшие из трубы искры и мелкие угли усиленно портили и одежду, и багаж пассажиров.

[i] Полное собрание законов Российской империи собр. 2 т.XXV №24208
[ii] Движение легко-почтово-пассажирских пароходов общества "Самолет" по всей Волге от Твери до Астрахани.1909 г. С.5
«Капитаны (первых пассажирских пароходов) изображали из себя очень важных особ и с пассажирами не церемонились. О расписании рейсов не было и помину. Бывало, пароход причалит где-нибудь и стоит час, другой, а иногда и целый день: это капитан отправился на охоту или пошел в гости к знакомому помещику»[i]. В 1861 г. товарищество «Самолет» установило правильное пассажирское сообщение на всем судоходном протяжении Волги от Твери до Астрахани. Было введено четкое расписание, основные остановки в городах.

В 1880 году у общества «По Волге» появился первый в России двухпалубный пароход американского типа «Император». На товаро-пассажирском двухпалубном пароходе «американского» типа при «классической» компоновке часть трюма и нижняя палуба использовались исключительно для размещения и перевозки груза. Для перевозки пассажиров, разделенных на три класса, использовалась верхняя палуба. Впоследствии, эта компоновка в ряде случаев была изменена: на верхней палубе размещались каюты пассажиров I-ого и II-классов и общая гостиная-столовая, пассажиры третьего класса переместились в носовую часть нижней палубы, и, вдобавок, появился четвертый класс – «артельные» пассажиры, размещавшиеся в остальных помещениях нижней палубы.

[i] Монастырский. Спутник по Волге, 1880
Видным судовладельцем был нижегородский купец Альфонс Александрович Зевеке. Его пристань также была в Рыбинске. Зевеке предложил кардинально изменить тип волжских речных судов. Суть проекта состояла в том, чтобы, не снижая объема грузовых перевозок резко увеличить масштабы перевозки пассажиров, последних же привлечь созданием максимального комфорта. Для этой цели больше всего подходили двухпалубные товаропассажирские суда, эксплуатировавшиеся на Миссисипи, чертежи, которых Зевеке выписал из США. Три судна такого типа А.А. Зевеке заказал на Сормовском заводе Д.Е. Бенардаки. Первым из них, в 1871 году, был спущен на воду «Переворот». Пароходство А.А. Зевеке отличалось высоким качеством обслуживания и быстро вошло в число ведущих пароходных компаний.

В начале 80-х годах XIX века, когда волжское судоходство страдало от периодически повторяющихся приступов обмеления реки, А.А. Зевеке внедрил на Волге еще один новый тип пароходов. Это были распространенные на Амазонке плоскодонные деревянные суда с двигательными колесами, располагавшимися не по бокам, а за кормой (чтобы устранить трение воды об борта). По его типу Зевеке решил построить три судна для низового плеса Нижний Новгород - Рыбинск. Они были построены и введены в эксплуатацию в 1885 году и назывались "Алабама", "Аллегани" и "Магдалена".

В 1896 г. Сормовский завод по заказу общества «По Волге» построил пароходы: «Император Николай II» и «Императрица Александра». Эти пароходы выступали в качестве экспонатов, представленных заводом в 1896г. на проводившейся в Нижнем Новгороде XVI Всероссийской промышленной и художественной выставке, и первыми среди волжских пароходов имели электрическое освещение.

К началу XX века пассажирские судна стали оснащаться электричеством, водопроводом, ресторанами и другими удобствами. Об этом писали газеты того времени: «Почтово-Пассажирское п-во «Кавказ и Меркурий» и «Восточное» содержит срочную линию по рр. Волге, Каме, Каспию, Пермь – Астрахань – порты Каспия. Легко-пассажирские пароходы. Срочная доставка грузов. На пароходах есть буфет, библиотека, ванная»[i]. Конкурировали судовладельцы рейсами, ценой билетов. Так, пароходное общество «Кавказ и Меркурий» привлекало клиентов таким объявлением: «срочная линия от Рыбинска до Астрахани и портов Каспия. Продажа билетов производится на железнодорожном вокзале и на пристани общества»[ii]. Пароходство М.К. Кашиной обещало таксу за проезд пассажиров и провоз клади много дешевле других пароходств[iii]. Общество «Русь» предоставляло скидки офицерам, преподавателям, воспитанникам учебных заведений[iv]. Тарифы «Самолета» составляли Тверь – Астрахань – I класс - 70руб, II класс - 41,50 руб., III класс - 20,50 руб. На линии Рыбинск – Нижний 8,50 руб., 6,40 руб., 4 руб. соответственно. У общества «Дружины» стоимость проезда Рыбинск-Нижний равнялась 13,80 руб., 9,20 руб., 4,60 руб.

Не забывали рыбинские судовладельцы и о местных отдыхающих. Пассажирский дачный пароход «Коля» совершал рейсы между Копаевым и городским перевозом. Обещали привалы по требованию пассажиров во всяком удобном месте. Плата за проезд в один конец 10 коп. Отвал от городского перевоза с 5 часов утра через каждые 2 часа[i].

[i] Там же 21 мая (3 июня) 1915.
[i] Рыбинская газета 11 сент. 1914 г.
[ii] Вестник Рыбинской биржи. 8 (21) июля 1911 г.
[iii] Там же.
[iv] Вестник Рыбинской биржи. 5(18) июня 1912.
По названию парохода можно было судить о владельце. Каждая компания старалась давать названия пароходам родственными по значению словами. Так, о-во «По Волге» для своих судов в качестве имен использовало слова, обозначавшие социальное, как правило, довольно высокое, положение человека в обществе. При этом имена получались парные, в зависимости от того, кто занимал соответствующее положение в обществе - мужчина или женщина: «Царь», «Царица», «Боярин», «Боярыня, «Царевич», «Царевна», «Князь», «Княгиня». Общество «Дружина» для своих пароходов использовала имена легендарных киевских князей Олег, Ольга, Лебедь, Аскольд.
В 1862 г. т-во «Самолет» в районе от Твери до Астрахани и по Каме до Перми располагало 25 пароходами, «с говорящими» именами: «Тверь», «Рыбинск», «Ярославль», «Курьер», «Гонец», «Эстафет», «Депеша», «Телеграф», «Быстрый», «Поспешный», «Проворный», «Легкий», «Успех», «Прогресс», «Дж. Коккериль», «Влад. Глазенап», «Русалка», «Нимфа», «Нереида», «Ундина», «Сирена», «Эолина», «Никса», «Дриада» и «Сильфида». Затем появились пароходы с литературными названиями «Пушкин», «Лермонтов», «Тургенев» и «Некрасов».

В первую же навигацию по выходе новых судов (в 1887 году) современный обозреватель судоходства писал: «Что касается пассажирского судоходства на Волге, то в настоящее время все газеты переполнены сообщениями о рейсах пароходов с литературными именами: «Лермонтов», «Пушкин», «Жуковский» и «Гоголь». В самом деле, ожидания публики сбылись, и пароходы эти, по своим удобствам и водворившимся на них порядкам, не оставляют желать ничего лучшего, как об этом единодушно заявляется всеми местными газетами... Тип новых пароходов о-ва «Самолет» может быть признан незаменимым для Волги»[i]. Скорость хода достигала в среднем до 22 верст в час. Просторные и светлые пассажирские помещения, с электрическим освещением и водопроводом в каждой каюте, отапливались паром и были прекрасно вентилированы. Огромные, комфортабельно обставленные столовые-салоны, с пианино, изящными зеркалами и мебелью, освещались целым рядом электрических лампочек. Наконец, особое внимание было обращено на противопожарные мероприятия, и пароходы были хорошо защищены от возможности пожара и от случайного возгорания нефти[ii].

[i] Русское Судоходство. 1887 г., № 16-17
[ii] А.И. Шубин Волга и Волжское судоходство. М., 1927 г. С.536
Последним из крупных пароходных компаний было основано пароходное товарищество на вере под фирмой «Русь» было создано в 1908 г. крупнейшими саратовскими купцами В.Ф. Лапшиным и Д.В. Сироткиным. К 1911 г. «Русь» имела пассажирский и товарный транспорт на Волге, где держала срочное пассажирское сообщение между всеми пристанями от Рыбинска до Астрахани, обслуживала товарные линии на Каме, Оке, Москве-реке и на Каспийском море. В выпущенном в 1911 году расписании движения пассажирских судов сообщалось: «Пассажирские пароходы общества «Русь» двухэтажные американского типа с электрическим освещением и паровым отоплением. К услугам пассажиров на всех пароходах имеются аптеки, библиотеки, газеты, пианино и семейные каюты, буфеты с первоклассными кухнями, ванны и, по желанию, постельное белье. Пассажирские билеты продаются, а клади принимаются на всех пристанях и пароходах общества «Русь», а также на станциях железной дороги в Нижнем Новгороде и Рыбинске. Багаж пассажиров, купивших билеты на станциях железной дороги, на пароходы общества доставляется бесплатно. Билеты продаются и клади принимаются также в С.-ПБ, Москве, Баку, Ростове-на-Дону и Уральске».

Пассажирам предоставлялись очень большие льготы. Например, билет прямого сообщения между Рыбинском и Астраханью действовал в течение месяца, и пассажир мог остановиться в любом городе, погостить у родственников и потом ехать далее. Обратные билеты были действительны в течение двух месяцев. Льготы получали и некоторые категории служащих, военные и учащиеся. Более того, по усмотрению капитана пассажиры принимались с лодок и высаживались в них.

Агенты предприятия работали в Петербурге, Москве, Ростове-на-Дону, Уральске, Баку, а на Волге - на всех крупных пристанях. Проезд стоил дешевле, чем на судах других обществ. Пароходы «Руси» совершали много грузовых операций и стояли у пристаней более продолжительное время, что было очень удобно для пассажиров, путешествовавших ради знакомства с достопримечательностями Поволжья. Всего на Волге в расписании «Руси» 1911 г. курсировало 27 пароходов, как заднеколесных, так и обычных[i].

[i] От Рыбинска до Астрахани по... льготному билету// Большая Волга №05(05) - электронная версия 11 февраля 2005 года
Общество „Самолет" не отставало от своих конкурентов в качестве предоставления услуг. В 1910 гг. общество закончило реформирование и обновление своего флота во всех трех волжских линиях - астраханской, рыбинской и тверской, причем на каждой линии флот был по возможности унифицирован. Все старые пароходы были переделаны в собственных мастерских о-ва по последнему слову техники, представляя из себя образцы технического совершенства и удобств для публики. Вот, краткое описание заново оборудованного в 1912 г. «Пушкина»: «В 1-м классе пароход имеет 18 кают на 27 мест, 9 одноместных и три купе по 3 места; во II-м классе 13 двухместных кают, 3 купе и 13 одноместных кают; в III-м классе новинка - общая, отлично оборудованная столовая. В I-м и II-м классах, в целях гигиенических, устроены матрацы, покрытые сафьяном и набитые оленьим пухом. На пароходе для III-го и IV классов имеется баня с душем и с приспособлениями для стирки. Для I-го и II класса - ванная комната с эмалированной ванной. В противопожарном отношении пароход обеспечен камеронами, шлангами во все классы и каюты. Для спасения при аварии на пароходе 800 спасательных приборов, надевающихся на плечи. Впервые устроен тройной фильтр для воды: сначала волжская вода попадает в железный бак, находящийся около капитанской рубки, оттуда идет во второй фильтр (из него берут воду для умыванья, бани и мытья посуды), затем попадает в два последних фильтра, где в одном - кипяток, а в другом охлажденная кипяченая вода для питья и для пищи. Во всех классах - изящные бочонки с кипяченой водой. Для экскурсантов на пароходе оборудована темная фотографическая комната с красным фона­рем, раковиной для промывки негативов и т. п. Для постельного и столового белья имеются отдельные шкафы. Для того, чтобы не пылились кушанья и чай, с верхнего этажа устроен особый лифт через который в закрытых ящиках передаются кушанья прямо из буфета. Официантам не приходится носить кушанья по палубам сверху вниз. Общий зал I-го класса отделан в стиле модерн. В каютах I-го класса имеются электрические ночники с голубым светом. На палубе устроены корзины-будки от солнца и кресла с приспособлениями для чая и чтения. На пароходе имеется библиотека на четырех иностранных языках, игры, пианино, гимнастика. Пароход снабжен прожектором, освещающим путь в самые темные ночи и туманы на далекое расстояние»[i].
[i] Журнал „Волжское Судоходство" за 1912 г., № 2
Многие пароходы продолжили служить и в советское время. Правда царские имена пришлось переименовать в фамилии пламенных революционеров – «Великая княжна Ольга Николаевна» превратилась в «Володарского», «Великая княжна Татьяна Николаевна» - в «Спартак», «Князь Юрий Суздальский» стал «Капитаном Маматовым»[i]. Большинство пароходов плавало до их массового списания в 1950-60-х годах. По 1990 год находились на плаву «Спартак» и «Володарский», построенные в 1913-14 годах. «Спартак» известен еще тем, что участвовал в съемках фильма «Жестокий романс» под названием «Ласточка» прямо во время своего обычного рейса. В каюте капитана плакала Лариса после объяснения с Паратовым, а в салоне первого класса пел романс Никита Михалков. Ну а в помещении четвертого класса Карандышев застрелил бедную Ларису. Между тем, пароход шел с пассажирами. В конце 1989 года для фильма по повести Лескова «Очарованный странник» снимался пароход «Володарский», названный «Волгодар». Затем пароход списали на берег и устроили речной ресторан в Ярославле. За каждой судоходной компанией и пароходом стоит судьба владельца, капитана, матросов, но об этом в следующий раз.

[i] Д.Д. Маматов - революционер, погибший во время Ярославского мятежа 1918 г.