По названию парохода можно было судить о владельце. Каждая компания старалась давать названия пароходам родственными по значению словами. Так, о-во «По Волге» для своих судов в качестве имен использовало слова, обозначавшие социальное, как правило, довольно высокое, положение человека в обществе. При этом имена получались парные, в зависимости от того, кто занимал соответствующее положение в обществе - мужчина или женщина: «Царь», «Царица», «Боярин», «Боярыня, «Царевич», «Царевна», «Князь», «Княгиня». Общество «Дружина» для своих пароходов использовала имена легендарных киевских князей Олег, Ольга, Лебедь, Аскольд.
В 1862 г. т-во «Самолет» в районе от Твери до Астрахани и по Каме до Перми располагало 25 пароходами, «с говорящими» именами: «Тверь», «Рыбинск», «Ярославль», «Курьер», «Гонец», «Эстафет», «Депеша», «Телеграф», «Быстрый», «Поспешный», «Проворный», «Легкий», «Успех», «Прогресс», «Дж. Коккериль», «Влад. Глазенап», «Русалка», «Нимфа», «Нереида», «Ундина», «Сирена», «Эолина», «Никса», «Дриада» и «Сильфида». Затем появились пароходы с литературными названиями «Пушкин», «Лермонтов», «Тургенев» и «Некрасов».
В первую же навигацию по выходе новых судов (в 1887 году) современный обозреватель судоходства писал: «Что касается пассажирского судоходства на Волге, то в настоящее время все газеты переполнены сообщениями о рейсах пароходов с литературными именами: «Лермонтов», «Пушкин», «Жуковский» и «Гоголь». В самом деле, ожидания публики сбылись, и пароходы эти, по своим удобствам и водворившимся на них порядкам, не оставляют желать ничего лучшего, как об этом единодушно заявляется всеми местными газетами... Тип новых пароходов о-ва «Самолет» может быть признан незаменимым для Волги»
[i]. Скорость хода достигала в среднем до 22 верст в час. Просторные и светлые пассажирские помещения, с электрическим освещением и водопроводом в каждой каюте, отапливались паром и были прекрасно вентилированы. Огромные, комфортабельно обставленные столовые-салоны, с пианино, изящными зеркалами и мебелью, освещались целым рядом электрических лампочек. Наконец, особое внимание было обращено на противопожарные мероприятия, и пароходы были хорошо защищены от возможности пожара и от случайного возгорания нефти
[ii].
[i] Русское Судоходство. 1887 г., № 16-17
[ii] А.И. Шубин Волга и Волжское судоходство. М., 1927 г. С.536