Мокшана
Мокшан, или мокшана – судно, получившее своё название от реки Мокши, где их строили. Они плавали по Волге, Суре, Оке, Мокше, Цне, Москве-реке и вплоть до конца 20-х гг. ХХ в. и служили, главным образом, для перевозки хлебных грузов через Нижний Новгород до Рыбинска.
Преимущественными местами постройки мокшанов были города Кадом на Мокше и Елатьма на реке Оке. Мокшаны строили из соснового и елового леса. В течении долгого времени своего существования они несколько раз меняли не только свои размеры в сторону их постепенного увеличения, подобно большинству волжских судов, но и конструкцию некоторых деталей и узлов…

Оснащение Мокшанов было очень сложным и большим, так, как, идя с грузом хлеба, обыкновенно на Рыбинск, по Рекам Цне, Мокше и Оке они применяли «сплавные» припасы (рысковые канаты и якоря), по Волге же, от Нижнего до Рыбинска, «ходовые», т. е. необходимые для движения вверх, и паруса, для которых ставили в Нижнем большие мачты. Наконец, в целях украшения на передних огнивах мокшанов, а также на корме, на казенке, бортовых парусках и балконах рисовали или вырезали и затем красили в разные цвета (преимущественно в белый, зеленый, голубой и красный) разные узоры или обозначали год постройки судна, фамилию ее владельца и пр.

На носовой части рисовали глаза и другие изображения. На тонкой снасти («легкости»), протянутой между двумя флагштоками — один на носу, другой у казенки или на мачте, — поднимали шерстяные ленты и три-четыре довольно больших разноцветных флага из шелковой или другой материи, нередко с вышитыми на них пейзажами, птицами и пр. На концах самих флагштоков прикрепляли разные фигуры, например, рыба, конь или изображение Михаила-архангела с трубой, Георгия Победоносца на коне…»

(И.А. Шубин «Волга и волжское судоходство», Москва, Транспечать, 1927 г.)