Пристани и причалы
Общее число пристаней в Рыбинске в начале 20 века составило 14 единиц
Общее число пристаней, способных обслуживать огромные грузопотоки и суда составило порядка 14 единиц. Две относятся к перевозу, двенадцать — грузо-пассажирские с наличием складов разного уровня вместимости и
три пристани были двухкорпусные (КиМ).
выдержка из Спутника по реке Волге, ее притокам, Каме и Оке
на 1902 год: Часть 1. От Твери до Рыбинска
Рыбинск
уездный город, Ярославской губернии
Расположен на правом берегу реки Волги, против устья р. Шексны и при впадении р. Черемхи. Отстоит от С.-Петербурга в 580 вер. от Москвы в 340 вер. и от губернского города Ярославля в 77 вер. Народонаселение в нем по последней переписи (28 января 1897 г.) простиралось до 25223 чел. — В навигационное время (май, июнь, июль) количество жителей исчисляется до 110000 человек.

Основание нынешнего Рыбинска точно нельзя определить. Впервые он упоминается в летописях XII века под именем Рыбной — впоследствии, Ловецкой слободы. По описи 1674 г. в слободе числилось 380 душ жителей, 2 церкви, 90 домов и 50 торговых лавок. В XVIII столетии Рыбная или Ловецкая слобода, располагая по р. Шексне 80-верстным районом ловли рыбы, обязана была поставлять к царскому двору рыбу, между которой особенно славилась шекснинская стерлядь.

В 1767 году слободу посетила Императрица Екатерина II, а спустя 10 лет, слобода была переименована в уездный город Ярославского наместничества. В начале XIX столетия в Рыбинске числилось 2600 чел. жителей, большая часть которых занималась преимущественно рыбной ловлею, также кузнечеством и хлебопашеством. Торговая деятельность ограничивалась малым районом сбыта привозимых по Волге грузов, усиливаясь иногда подвозом их к Твери, откуда они развозились сухим путем, преимущественно в СПБ.

Прорытие в 1708 году, по повелению Петра Великого, Вышневолоцкого канала между р.р. Цны, Тверцы и Мсты и последующее затем устройство двух водяных систем Тихвинской и Мариинской, сократили значительно путь к Балтийскому морю и дали свободный выход к нему волжским грузам. Перегрузка клади, прибывающей с Волги, для следования по р.р. Шексне, Мологе и Тверце и клади, прибывающей с севера и с Балтийского моря для следования вниз по Волге, поставили Рыбинск в счастливые условия быть естественным складочным пунктом, в силу чего торговое значение и обороты Рыбинска постепенно усиливались, так что в 1780 году количество прибывающих судов достигло 1500, на 12 мил. руб. Главный груз составляли: хлеб, железо и сало.

Открытие в 1851 г. Николаевской ж. д., устройство и усиление С.-Петербургского порта отразились весьма выгодно на торговых операциях Рыбинска. В 3-х летний навигационный (с 1860—1863 г.) период сосредоточено было в Рыбинске перегруженной клади около 40 мил. пуд., зимовало 2½ мил. пуд., подвезенной гужем 1¼ мил. пуд.
Состоявшееся в 1870 году открытие Рыбинско-Бологовской линии О-ва Моск.-Винд.-Рыб. ж. д., соединившее рельсовым путем север России с Волгой, окончательно упрочило за Рыбинском значение первого внутреннего хлебного рынка в России. Многомиллионные затраты О-ва на устройство в Рыбинске прекрасных железнодорожных пристаней, замечательный железнодорожный мост через Волгу, образцовые и большой емкости складочные помещения для хлебных и других грузов, а также нефтяные склады (ямы, резервуары), многочисленный подвижной состав дороги, вполне способствовали быстрой и безостановочной передаче прибывающих и отправляемых грузов.

Последующее в 1897 году продолжение Рыбинско-Бологовской линии, от Бологое до Пскова и открытие в 1901 г. тем-же О-м 2-й магистрали от Москвы до незамерзающего на Балтийском море порта Виндавы, сильно сократившей расстояние центра и связанного с ним востока и Сибири с Балтийским морем, а также устройство Виндавского порта, громаднейшего в России элеватора и механически оборудованных складов — оказали немаловажную услугу отечественной промышленности.

Для удобства грузо-отправителей огромного тяготеющего к линиям района, Общ. Моск.-Винд.-Рыб. жел. дороги учреждены Коммерческие и Комиссионно-Транспортные Агентства (Подробное объявление см. позади текста стр. 6).

Количество прибывающих ныне судов в Рыбинск достигает до 20000, с кладью в 80 мил. пудов, стоимостью до 60 мил. руб. Главную кладь составляют хлебные грузы, затем сало, соль, лес, спирты, мочальные изделия, металл и проч. Суда, прибывающие в Рыбинск, сосредоточиваются в 9 пристанях, растянувшихся на 12 верст.

1) Рыбинская при самом городе, до устья р. Черемхи.
2) Псковская при городском выгоне.
3) Бутырская в 1½ вер. от города.
4) Тоговизинская в 4 вер.
5) Мягкинская в 5 вер. по р. Шексне.
6) Васильевская, при селе того же имени.
7) Петровская, при селе Петровском.
8) Абакумовская, при селе Абакумове.
9) Никольская, при селе Никольском.

1-я, 7-я и 8-я пристани главные.

Кроме Моск.-Винд.-Рыб. к городу подходит ветвь Московско-Ярославско-Архангельской ж. д.

Хлебные караваны главным образом подходят к Рыбинску в мае, июне и июле. Движение ослабевает постепенно до Октября, когда все хлебные сделки заканчиваются и лишь незначительная часть грузов остается на зимовку непроданной. Часть хлебных грузов, прибывающих в Рыбинск, здесь же перемалывается на паровых мельницах и развозится на север.